В современные двигатели внутреннего сгорания представляют собой довольно сложное устройство, в котором большое количество мелких деталей крайне взаимосвязаных друг с другом. Каждый компонент данной системы влияет на стабильность работы, даже если на первый взгляд его функции минимальны. Некоторые компоненты кажутся на первый взгляд настолько незначительными, что многие автовладельца даже не догадываются об их присутствии. Одним из таких компонентов является система вентиляции картерных газов обеспечивающая правильное функционирование двигателя.
Основное предназначение системы
Во время работы двигателя внутреннего сгорания при движении поршня часть газов проникает между в щели между ним и цилиндром внутрь двигателя. Это происходит из-за наличия зазоров, наличие которых необходимо для нормальной работы двигателя. Они очень малы, и обычно не превышают допустимые параметры, установленные разработчиками. Но часть несгоревших частиц попадает через них внутрь двигателя, где перемешиваются с масляными парами. Эта смесь получила название «картерные газы». Со временем эти газы влияют на качество масла в двигателе, постепенно снижая его смазывающие свойства. При этом данная проблема не зависит от того, какой тип масла используется в двигателе и как часто производилась его замена. Пары топлива смешиваются с парами воды, конденсирующимися из окружающего воздуха, и образуют масляную эмульсию. Но это в нормально функционирующем двигателе. А если ДВС старый и существует выработка между поршнем и цилиндром, то это приведет к попаданию большего количества газов и создаст высокое давление в системе. Это в свою очередь может привести к выдавливанию масла через сальники и их преждевременное разрушение.
Система вентиляции картерных газов позволяет выводить излишки, попадающие в систему и нормализуют давление, приводя его к рабочим показателям. Это позволяет не только сохранить полезные качества масла, но и может увеличить срок службы двигателя.
Основные виды вентиляции картера.
В современных двигателях внутреннего сгорания наиболее часто используются две основные модели: открытого тип или имеющая другое название — эжекционная, позволяющая выводить лишние газы из картера при помощи специальной трубки, напрямую. И существует другая система PSV, основанная на принципе принудительной вентиляции.
Системы открытого типа обычно устанавливались на автомобильные двигатели старого типа, выпускаемые в прошлом веке. В настоящее время такие системы применяются только на специализированных двигателях или в мототехнике. Благодаря простоте конструкции данный тип системы позволяет существенно снизить стоимость продукции. Но он так же и имеет ряд недостатков. Самым существенным является то, что отработанные газы попадают напрямую в окружающую среду, вызывая сильное загрязнение атмосферы. Другим недостатком является то, что открытая вентиляция не работает на холостых оборотах двигателя и на малых скоростях. При сильно разогретом двигателе вентиляция открытого типа пропускает нефильтрованный атмосферный воздух. Это приводит к увеличенному расходу масла и замасливанию клапанной системы.
Принцип работы системы PVC – positive crankcase ventilation
Основным компонентом системы вентиляции является клапан, который выводит лишние газы во впускной коллектор. Существует несколько основных способов установки клапана, но большинство корпораций использует при проектировании двигателей одни и те же компоненты: клапан, маслоотделитель и патрубки.
Работы системы вентиляции довольно проста. Когда во впускном коллекторе снижается давление, открывается клапан PCV и картерные газы поступают на впуск вместе с воздухом. Чтобы не допустить попадания в цилиндры масляных паров устанавливаются специальные маслоотделители. Маслоотделитель системы вентиляции картера имеет форму лабиринта, что способствует замедлению движения газа. Во время движения капли масла оседают на стенки и стекают в картер.
Так же для очистки дополнительно используют центробежный маслоотделитель. Он разгоняет газы и более тяжелые капли масел оседают на стенках.